19.06.2015

ХОСРОВ I АНУШИРВАН

Хосров I Ануширван — шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 года до 579 года.

Правление Хосрова характеризуется продолжением преобразований Кавада I, направленных на усиление центральной власти, масштабными строительными работами, развитием наук и искусств, а также частыми военными столкновениями с Византией и завоевательной политикой на юге (Йемен) и востоке (государство эфталитов). При Хосрове I государство Сасанидов достигло наибольшего уровня развития и могущества. Время правления Хосрова часто именуют «золотой эпохой» в истории Ирана.

Первое сообщение о Хосрове содержится у Прокопия Кесарийского. В середине 520-х годов Кавад I вёл мирные переговоры с Юстином I. Договор он намеревался скрепить тем, чтобы сделать своего третьего сына Хосрова приёмным сыном византийского императора. Переговоры были сорваны, в том числе усилиями квестора Прокла, говорившего, что усыновление Хосрова означает превращение его в наследника римского василевса и «передачу персам государства римлян». В 526 году началась новая война Византии и Персии, продолжавшаяся до 532 года.

Хосров вошёл в историю Ирана, как крупный реформатор. С его реформ принято начинать отсчёт эпохи феодализма на Ближнем Востоке. Получив власть и оказавшись перед грузом проблем внешне- и внутриполитического характера, образовавшихся в период маздакитского движения, Хосров принялся усиленно продолжать реформы своего отца, шаха Кавада I, хотя большая часть преобразований были инициированы им лично. Он укрепил свою власть, ограничив правителей областей и высших сановников, возвысил новую, зависящую от него элиту. Также им была создана стройная система поземельного и подушного налога с прогрессивной шкалой, организована регулярная армия, что снизило роль отрядов конной знати. При Хосрове велись значительные строительные работы: восстанавливались и создавались новые дороги, сооружались мосты, был основан ряд новых городов, в Междуречье развивалась сеть каналов.

В 542 году сасанидская армия захватила Антиохию и шахиншах Хосров I переселил её жителей в окрестности Ктесифона («Хосроева Антиохия»). Война окончилась перемирием в 545 году, однако уже в 547 году возобновилась. По условиям договора, Византия обязывалась финансировать строительство и укрепление цепи оборонительных сооружений вдоль Большого Кавказского прохода, в частности, была заново перестроена и усилена крепость Дербента.

Кавказская Албания и Армения находились в вассальной зависимости от Сасанидов. Политика преследования христиан и насильное насаждение зороастризма приводила к постоянным восстаниям. Византия как покровительница христианских стран активно вмешивалась в эти конфликты. Для прекращения этого при Хосрове Ануширване происходит переход к политике веротерпимости, что не означало отказа от планов полного подчинения вассальных царств. В результате царская власть в Армении и Кавказской Албании были окончательно ликвидированы, иранскую часть Армении стали называть Перс-Арменией, вместе с Кавказской Албанией и Адурбадаганом они образовали Северный Куст (область) Эраншахра.

Хосров Ануширван благодаря проведёнными им реформам, значительно облегчившим жизнь населения Сасанидской державы, и успехам в деле укрепления положения Ирана, вошёл в историю как самый великий правитель из династии Сасанидов. Его покровительство наукам, литературе и веротерпимость сыграло значительную роль в деле его популяризации среди народов Ирана и его соседей.

Уже при последних Сасанидах, когда Иран переживал упадок, а затем после завоевания Ирана арабами и последующего почти тысячелетнего господства над Ираном тюркских династий, образ Хосрова Ануширвана стал легендаризироваться. Начало его литературному образу как образу идеального правителя положил Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме». В дальнейшем образ Хосрова стал покрываться всё большими легендами, ему приписывались героические подвиги, поэтический талант, непорочность и идеальная мудрость. Хосров стал героем многих народных сказаний, повествований, музыкального фольклора.

Имя Хосров стало одним из популярных среди знати. Но наибольшим показателем популярности образа Хосрова Ануширвана было то, что многие восточные средневековые государи, в том числе неиранского происхождения, вели генеалогию своих родов от Хосрова. Многие правители, вступая на престол, брали себе тронное имя Хосров или Кай-Хосров.